Северная Осетия

горячие термы, полеты над пропастью и Город мертвых
Я очень люблю Северный Кавказ за колорит, вкусную еду и красивую природу. А еще Кавказ — это отдельный мир, который разительно отличается от шумной Москвы, а находится при этом всего в двух часах перелёта от столицы. За 2-4 дня успеваешь полюбоваться захватывающими пейзажами, получить море незабываемых впечатлений и полностью «перезагрузиться».

Когда прошлой зимой мы с подругами решили отправиться в небольшое путешествие, перед нами стоял лишь один вопрос: «Какую же из семи республик Северного Кавказа выбрать?». Ведь у каждой из них есть своя богатая история, интересные культурные достопримечательности и колоритная еда. В итоге мы решили, что больше всего хотим поплавать в горячих источниках — и решили отправиться для этого в Северную Осетию.
Любит Северный Кавказ
День 1. Летим в Северную Осетию
Сперва мы решили определиться с жильем. На Booking.com выбор домов в этом регионе оказался довольно скромным, поэтому решили поискать подходящие варианты в Instagram.

После недолгих поисков я увидела уютный дом на три спальни — с общей гостиной, кухней и ванной. Бонусом к дому шли качели на территории — и конечно же, мы устроили себе на них фотосессию :)

Для заброски мы выбрали аэропорт Владикавказа — оттуда до поселка Верхний Фиагдон всего час езды. Трансфер я заказала заранее, поэтому обошелся он нам дешевле, чем если бы мы заказывали такси на аэровокзале.

Поселок на первый взгляд казался неприветливым и неблагоустроенным, но когда мы заехали в частный сектор и начали подниматься по склону, то впечатление кардинально изменилось. Мы увидели настоящую зимнюю сказку: все вокруг было засыпано искрящимся снегом, а на другой стороне Фиагдонского ущелья виднелись каменные сторожевые башни.
Цены
Авиабилеты: 3 500 ₽ на одного
Трансфер: 1 000 ₽ за четверых
Жилье: 3 000 ₽ в сутки за дом
День 2. Верхний Фиагдон
На следующий день после прибытия мы решили немного осмотреться и изучить местные достопримечательности. Уже знакомый водитель согласился нам их показать: мы посетили сторожевые башни, памятник Георгию Победоносцу и Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.

Заснеженные сторожевые башни на другой стороне ущелья были видны из нашего дома, и мы решили добраться до них пешком. Нам показалось, что дорога будет легкой и быстрой, но на самом деле мы добирались до башен около двух часов, постоянно поднимаясь в гору. Но несмотря на долгий путь, прогулка все же оказалось приятной — чистейший воздух, красивейшие пейзажи и успокаивающая атмосфера.

Как оказалось, мы не зря проделали такой путь — сторожевые башни оказались родовыми (то есть, в них жили) и находились среди развалин древнего города. По этим руинам можно представить себе быт давно почивших жильцов. Место оказалось очень необычным и живописным — казалось, что мы прикасаемся к истории. Я бы всем рекомендовала здесь побывать.

После осмотра башен мы спустились вниз в село и отправились за осетинскими пирогами — визитной карточкой Осетии. Пироги бывают с разными начинками — их кладут друг на друга и разрезают. Так получается порция из трех слоев разных пирогов. Это очень вкусно!

Там же у кафе познакомились с гидом на хорошем внедорожнике. С учетом особенностей дорог и снежных условий в Северной Осетии комфортная машина здесь — самое важное. Уже на следующее утро мы договорились с гидом, что он отвезет нас посмотреть Город мертвых.

Экскурсия: 3 000 ₽
Пироги: 300 ₽ за пирог со свекольной ботвой или пирога с картошкой и сыром, 400 ₽ за пирог с мясом
День 3. Город мертвых и полёт над пропастью
Город мертвых Даргавс я мечтала посетить с тех пор, как впервые услышала о нем. Меня манила тайна древних склепов и истории тех, кто нашел здесь покой. Мои ожидания оправдались — я осталась под сильным впечатлением от этого места. Не каждый день видишь следы древности так близко, на расстоянии вытянутой руки. Посещение Даргавса навело меня на философские размышления.

После на стоянке нас ждал горячий чай с пирогами. А еще мы встретили здесь собаку и осликов и решили их покормить. Вообще, будьте готовы к тому, что вам захочется поделиться едой с местными животными — вид у них довольно голодный, хотя и безобидный.

На обратной дороге мы заехали к качелям, с которых открывался потрясающий вид на долину и горы. Когда катаешься на них, возникает ощущение, что вот-вот выпрыгнет сердце, а ты продолжишь полет в пропасть — но на самом деле, конечно, все безопасно. А еще это одно из лучших мест для фото- и видеосъемки.
Поездка с гидом: 5 000 ₽
День 4. Термы по-кавказски
Горячие источники мы оставили на последний день, как десерт. Выбрали комплекс Бирагзанг — он находится всего в часе езды от Фиагдона. Комплекс оказался довольно неплохим —  не роскошно, но довольно чисто. Здесь есть мужские и женские раздевалки, душевые, туалеты, кафе, есть и шкафчики для хранения. Полотенца надо брать с собой свои.

Снаружи на территории комплекса находится два горячих бассейна — один большой округлый, а второй совсем небольшой, но с водой погорячее. Честно — сначала мне очень нравилось плавать в большом, но потом я все-таки замерзла и перешла в горячий бассейн. В ней стало немного тесно, когда пришли поплавать атлетичные борцы, но в целом компания оказалась приятной.

Единственное, что меня смутило — выходить из горячей воды на мороз довольно страшно и холодно. Я пожалела, что не подумала захватить с собой теплый халат. Но вообще наша программа вышла и насыщенной, и расслабленной одновременно — именно так, как мы и хотели.
Вход в аквакомплекс: 250 ₽ с человека
Что учесть перед поездкой
  • ищите жилье в частном секторе через Instagram;
  • о трансфере договоритесь заранее — обычно хозяева домов охотно делятся контактами;
  • возьмите халат для посещения терм;
  • закончите все срочные дела — интернет в селе практически нигде не ловит, тем более в горах.